Остров Крит

Солнце 340 дней в году
Купальный сезон с апреля по ноябрь
Температура моря летом до 26 градусов

Остров Крит / Отзывы туристов

Хочу сразу извиниться за некоторую сухость отчета, поскольку писался он спустя 9 месяцев после поездки, и большинство эмоций успело слегка поблекнуть, тем более, что после Крита была еще одна поездка. Первая сокращенная версия отчета появилась впервые на сервере авто. ру в конференции "Отдых и путешествия"
Опубликовано 15 ноября 2003

Хочу сразу извиниться за некоторую сухость отчета, поскольку писался он спустя 9 месяцев после поездки, и большинство эмоций успело слегка поблекнуть, тем более, что после Крита была еще одна поездка. Первая сокращенная версия отчета появилась впервые на сервере авто. ру в конференции "Отдых и путешествия", в которой я иногда появляюсь под ником Михалыч@307 и участникам которой большой привет и слова благодарности, поскольку огромная часть информации по предстоящим поездкам черпается именно оттуда. Итак...


Как всегда все началось сразу после нового 2003 года с вопроса - Куда поехать на майские? Хотелось немного тепла, возможности искупаться, ну и достопримечательности посмотреть. После Сицилии самым очевидным выбором стал Крит. Сказано - сделано. Запросили любимого агента по поводу возможных вариантов, выбрали и, как показала практика, сильно не ошиблись. К нашему огромному сожалению прямо перед поездкой младший член семьи заболел, причем ушами, поэтому пришлось оставить его в Москве на попечение бабушки.

Отель
Жили под Ретимно в Адельямос Камбос (рядом еще поселок Platanias), отель Maravel Sky (***, 490 евро на две недели полупансион) - чистенько, номер просторный, центральный кондиционер (в это время года работал только как вентилятор), телевизор и холодильник в номере, бОльшего и не надо. Наш корпус находился, что называется "на второй линии" через дорогу от моря. Отель маленький, почти семейный. Рядом достраивался еще один корпус с бассейном и пр. Нам же, захоти мы воспользоваться бассейном (ни разу не захотели :)), пришлось бы перейти на основную территорию на первой линии.


Рядом с отелем есть так себе теннисный корт (принадлежит отелю Аделе Маре, но открыт для всех желающих) - 6 Евро в час. В полукилометре что-то вроде теннисной школы, там кортов 5 и они лучшего качества, но нам хватило и местного. Водных развлечений в Адельямос Камбос замечено не было, но на отельском пляже мы были только в первый и последний день, в остальное время купались, где-нибудь по дороге.


Машину заказывал из Москвы в местной конторке Pangosmio. Контора работает по всей Греции. Получилось что-то типа fly-and-drive. В аэропорту Ираклиона встретил их представитель (полька, кстати), машину забрали там же на стоянке. При бронировании списали с карты около 75 евро. Остальную сумму, судя по выписке, списали в день получения. Возвращали тоже в аэропорту - просто кинули на стоянке, ключи оставили под ковриком :). Обошлось это удовольствие в 25,50 евро в сутки за Ситроен Саксо с кондеем и полными страховками (включая подвеску и колеса) - не проверяли, но в горах разок зацепил я крылом за камень - претензий и требований материальной компенсации не последовало. Второй водитель - 1,50 евро в сутки. Таким образом на 14 дней авто обошлось в 378 Евро. У грандов вроде Герца суммы выходили по крайней мере в полтора раза больше даже с учетом скидки по Визе Альфа-банка.


Дороги

Дороги на Крите разные как по качеству покрытия, так и по количеству и качеству указателей. Самый быстрый способ добраться с западного конца острова на восточную сторону - New National Road - формально лучшая трасса на острове, но назвать ее автобаном язык не поворачивается: практически на всем протяжении по полторы полосы в каждую сторону, и только возле городов и иногда на затяжных подъемах она расширяется до двух полос. Пол-полосы это фактически широкая обочина, куда смещаются (иногда охотно, иногда только после настойчивого мигания фарами) обгоняемые автомобили. Крит - остров гористый, а строители совсем неохотно строят виадуки (как хотя бы на Сицилии) поэтому даже основная артерия во многих местах уподобляется серпантину с ограничением скорости до 30-40 км/ч. Хотя с разметкой все очень неплохо, и в темное время она здорово выручает.


Ну а уж при путешествии с освоенного севера на менее обжитой юг все прелести горных дорог встречают водителя в полной мере. Средняя скорость в 40-50 км/ч для таких дорог норма, и это надо учитывать пли планировании поездок. Дороги исключительно двухполосные, узкие, часто с полуистершейся разметкой. Весной иногда попадаются промоины и осыпавшиеся участки, которые за лето, думаю, успевают подлатать. Колдобины тоже не редкость, хотя до российских им далеко. И совсем неприятным сюрпризом было отсутствие заграждений в некоторых местах на юге острова - сразу за узенькой обочиной начинается пропасть - неуютно. Поэтому неуверенно чувствующему себя водителю съезжать с Нью Нэшнл Роуд я бы не советовал. Ну и понятно, что на таких деревенских дорожках с указателями просто беда, хотя опять же лучше, чем в России. Зато какие виды открываются! Да и пошустрить на серпантине - в кайф, главное, чтобы пассажиров не укачивало.


За две недели ненапряжных путешествий проехали почти 1900 км, думал будет существенно меньше. На бензин потрачено 128 Евро (полбака пришлось подарить рент-э-кару :( ). Цены на Unleaded бензин от 74 до 80 центов, довольно сильно отличаются в зависимости от района (на отдаленных горных заправках дороже, чем в городах) и по-моему немного снизились к концу нашего пребывания на острове. Средний расход получился около 8 литров, но мой стиль вождения экономичным не назовешь :), а тут еще горы.


GPS
Перед поездкой сначала долго колебался нужен или нет GPS приемник к моему Роверу Р6 (карманный компьютер на виндовой платформе). Потом были муки выбора типа и модели. Брал на тестирование в Вобисе Хайкомовский приемник в формате Compact Flash - не понравилось, приемник был без внешней антенны, и за два дня теста мне удалось зафиксировать свои координаты всего пару раз. В результате получилась связка - GPS-мышка для Палма 5ХХ, купленная в СиБиГраде и переделанная за пару часов для подключения на COM порт и разьем питания крэдла Ровера Р6. Приемник на присоске висел под лобовым стеклом. Крэдл с Ровером в руках у штурмана. Питаются и приемник и КПК от прикуривателя. Из-под лобового стекла прием в Ситроене был отличный (чего не скажешь про мой 307-й Пыж, атермальное лобовое стекло которого отказывается пропускать сигнал спутников).


За поездку ни разу не пожалел о затраченных силах и средствах. Из карт пробовал ездить по Мелкосовтовским кусочкам из ПокетСтритс, которые идут в комплекте с мелкософтовским же AutoRoute'ом (4 карты на Крит) - привязка очень плохая и невозможно проложить маршрут - отстой. Для OZI Explorer карт не нашел. Поэтому основной картой была ТомТомовская карта Греции для RoutePlanner'а - на удивление подробная. Единственная претензия - никакая привязка Нью Нэшнл Роуд, в районе Ханьи ошибка 500 м и более. Зато все горные дорожки на удивление подробно прописаны и привязаны, всего пару раз ездили по проездам, отсутствовавшим в РутПлэннере. Рекомендую. Учитывая, что Греция не охвачена ТомТомовским Навигатором, РутПланнер остается фактически единственным выбором. Для интересующихся - сайт ТомТом www.tomtom.com. Естественно, для планирования маршрутов пользовались бумажной картой - полуторакилометровка Marco Polo, купленная за 300р. в Атласе на Кузнецком оказалась весьма подробной. На месте карты подобного уровня детализации стоят не меньше (ок. 9 евро). Так что тоже рекомендую :).




Поездки


Так получилось, что восточнее аэропорта Ираклиона мы не заезжали. Хватило маршрутов и по западной части острова. Не удалось пройти по ущелью Самария - первую неделю оно было закрыто из-за высокой воды в реке, а позже нам хватило уже посещенных ущелий, поэтому даже не интересовались, открыли ли доступ.


Первый день. 27.04.03
Аэропорт - отель. А что вы хотели? ;) Погода порадовала уже на трапе самолета, опасения развеялись - плюс 25 и солнышко в голубом небе. Обзавелись в ближайшем магазинчике зонтиком от солнца и пляжными ковриками, которые на две недели прописались в багажнике Ситроена.


Второй день.


Неудачная поездка в Кносс. Знаменитый дворец царя Миноса закрыт по причине забастовки (!) музейных работников. Фотографическое свидетельство прилагается :) Просто погуляли по Ираклиону, поскольку работники археологического музея очевидно тоже принимали участие.


Третий день.


Монастырь Превели и ущелье Куртальотико (оно же Палм Бич). В монастырь были пропущены бесплатно как единоверцы (тем более, что прибыли в Пасхальную неделю), единственный кстати подобный прецедент, в остальных монастырях пришлось платить. Может быть по этой причине Превели заслужил высший балл из всех посещенных монастырей. Хотя все же больше сказалась неимоверно благостная атмосфера и цветущие вокруг монастыря маки. Посетили мемориал, посвященный "революционным" монахам - точнее монахам, сражавшимся с немцами во вторую мировую, хотя фигура монаха с винтовкой наперевес смотрится довольно нелепо. А вообще-то монастыри во все времена были на Крите оплотом освободительной борьбы.


Потом двинули на знаменитый пляж. Спуск к морю с правого берега Куртальотико очень живописен, но обратный подьем довольно труден (на ногах должно быть что-то посерьезней пляжных тапочек). Более простой доступ с левого берега, но такой панорамы не увидишь. Вода была в тот день ледяная. Ну оно и понятно - все-таки южный :) берег. Потом эту закономерность отмечали не раз.


Четвертый день.


Полуостров Акротири и Ханья. По пути туда "полюбовались" американскими авианосцами в знакомой каждому игроку в F-117 Souda Bay :) - весь северный берег залива занимает типичная, не раз виденная в американских фильмах, военная база. Посетили монастыри Айя Триада и Гувернету (Св.Иоанна). При входе в них неподобающе одетым туристам (шорты, короткие юбки, открытые плечи) выдают широкие полотняные штаны и накидки. Дальше вниз с горы ведет тропа к заброшенному монастырю Католико. По пути есть пещера Jero Spileo со знаменитым сталагмитом в виде медведя и непременной часовенкой при входе. Дальше круто вниз к вырубленному в скале Мони Католико с живописным мостом. Обратный подъем сильно бьет по ослабленному курением организму, крепкая обувь обязательна.


На обратном пути искупались в бухточке у Tersanas и отправились на прогулку по венецианскому порту и старому городу Ханьи. Мы побывали в трех из четырех основных городов Крита (они же центры провинций - Хания, Ретимно, Ираклион, Айос-Николаос). Они чем-то похожи, следы присутствия венецианцев не смогли стереть даже турки за время долгой оккупации. Но все же, на мой взгляд Ханья - самый красивый город острова.


В эту же поездку приметили отличный пустынный песчанный пляж, тянущийся километров на пять от деревни Драмия до поселка Георгиуполи. У берега мелко, дно песчанное, вода теплая и до ближайшего соседа метров сто. Для любителей относительного комфорта возле пары редких кафешек есть зонтики с лежаками, мы же пользовались зонтиком и циновками, которые всегда лежали в багажнике. На этом пляже мы бывали практически ежедневно, благо езды от нас до него по Новой Национальной дороге - минут 15.


Пятый день. 1 мая


Праздничный день был посвящен пляжу и ближайшему к нам городу Ретимно (его было видно с отельского пляжа). Старый город очень похож на Ханью, но порт меньше и не такой живописный. Расписанный во всех путеводителях фонтан Римонди на деле оказался стеночкой в рост человека и пару метров длиной с тремя писочными струйками воды из пастей каких-то отдаленно напоминающих львов тварей. Мы едва не прошли мимо. Зато в порту кошелек папаши Дорсета похудел на 100 евро после знатного обеда с креветками величиной с локоть. В крепость (основную достопримечательность Ретимно) не попали по причине первомая (его в Греции таки тоже празднуют).


Шестой день.



Объезд ближайших окрестностей, который занял довольно много времени по причине чрезвычайной извилистости дорожек "в глубинке". Монастырь Аркади, главная церковь которого к сожалению оказалась скрыта строительными лесами, известен тем, что во времена борьбы с турками он был взорван захватчиками вместе с монахами и укрывшимися там жителями окрестных деревень. Над крутым обрывом стоит мемориал.


Деревня гончаров - Маргаритес. Действительно, практически в каждом доме лавочка, продающая керамику. Больше всего понравилась мастерская почти у въезда в деревню (ее легко узнать по двум деревьям, увешанным керамикой), в которой под трели канареек удалось посмотреть за работой мастера, который потом на пальцах объяснял нам, как добраться до пещер. У него мы купили большинство сувениров.


Дальше отправились в дер. ЗоньянА, рядом с которой есть пещера Свентони - доступ только в сопровождении гида (по английски говорит довольно сносно), вход 4 евро с носа, внутри есть подсветка, настилы с ограждением и 14 великолепных по красоте залов. Со вспышкой фотографировать нельзя, но и так все получилось замечательно. На обратном пути проехали через деревню Аксос, в которой в отличие от Маргаритес, население промышляет продажей текстиля.


Седьмой день.
Решили не удаляться от облюбованного пляжа и побывали в рыбацкой деревушке Георгиуполи, примечательной часовней Николая Угодника, построенной на островке, добраться до которого можно по узкой полоске из камней.


Следующим пунктом было живописное озеро Курна - единственное на острове. Взяли напрокат водный велосипед, с целю полюбоваться на черепашек и искупаться где-нибудь на глубине, но после того, как прямо перед нами проплыла змейка длиной около метра, желание лезть в воду как-то отпало. Вроде и читали, что твари эти безобидные, но тем не менее... Хотя народ купался вовсю. Черепашку увидели только одну, зато лягушек и лягушачьей икры там море.


Восьмой день. Кносс


Повторяем попытку посещения Кносса и не прогадываем. По воскресеньям посещение Кносского дворца и археологического музея в Ираклионе бесплатно. На двоих экономия составила 24 евро, мелочь, а приятно. Последовав совету из конференции "Отдых и путешествия", проезжаем первые две парковки на подступах к Кноссу и без особых проблем паркуемся прямо у входа во дворец. Халява. Сам дворец произвел двойственное впечатление. С одной стороны, если бы Сэр Артур Эванс оставил бы руины в том состоянии, в котором они предстали перед археологами, то оценить величие этого сооружения только по основаниям колонн было бы не просто. С другой стороны, замена дерева на крашеный железобетон и торчащие то тут, то там куски ржавой арматуры, не способствуют осознанию аутентичности развалин. Самыми интересными показались реконструкции дворца на рисунках и масштабных макетах. Очень понравился один экскурсовод, ведший по дворцу группу англичан и внешне напоминавший древнего критянина, - рассказывал он очень живо, в лицах, приводя малоизвестные гипотезы о жизни и технологических достижениях критян-минойцев. Возможно, где-то он привирал, но слушать его было ужасно интересно.


Дальше по программе было обязательное посещение Археологического музея в Ираклионе, где хранятся подлинники росписей и скульптур из Кносса и других дворцов Минойской эры. Не рекомендую парковаться в Ираклионе на Museum Parking - дорого и топать до музея далеко. Можно спокойно оставить машину рядом на площади, хотя там везде знаки "Остановка запрещена", но машины стоят, и полиции, похоже, на это наплевать. Хотя в сезон все может быть по другому.


Устав от городской пыли, сворачиваем на ближайший пляж в деревушке Lygaria (рядом с Айа Пелагия). Там есть среди прочего дайверская школа.


Девятый день.


По совету девушки с ресепшена отеля после пляжа отправляемся в сторону деревушки Патсос. Для начала забираемся на машине на горку Vigla (520 м, если верить OZI), чтобы полюбоваться окрестностями. Вид оттуда великолепный на все 360 градусов, на вершине одинокая церковь за забором, в которой, судя по GSMовским антеннам, стоят базовые станции сотовых операторов.



В километре за деревней Патсос (поворот направо по указателям) есть вход в ущелье Сан Антонио. Именно после визита туда у нас пропало всякое желание тратить целый день на Самарию. У щелье не длинное (мы прошли по нему пару километров), но очень живописное. В начале до часовни Св.Антония и вокруг нее все весьма "окультурено", поскольку там, видимо, устраиваются массовые мероприятия (богослужения или пикники или банальные пьянки :) ), есть мангалы для приготовления сувлаки, скамейки и т.д. Еще в древности это место использовалось для празднеств, посвященных Дионису, которые, как известно, целомудренностью не отличались.



Источник рядом со святилищем, похоже, обладает целебными свойствами, т.к. у жены после умывание в нем сразу прошла головная боль. Да и вообще атмосфера какая-то благостная вокруг. Дальше идет только узенькая тропа, можно подняться к беседке, откуда прекрасный вид на ущелье в обе стороны, а затем продолжить путь вниз. Мы дошли до того места, где ущелье делает резкий поворот налево, и речку надо переходить по огромным валунам. Дальше в обычной обуви и с фотоаппаратом на шее я идти не рискнул. Впереди на отвесных скалах гнездятся какие-то довольно крупные птицы, возможно, орлы, без бинокля рассмотреть было трудно. Пишу так подробно, поскольку ни в одном из русскоязычных путеводителей я упоминания об этом месте не нашел. Располагается километрах в тридцати к юго-востоку от Ретимно, или северо-восточнее

Десятый день.

Пожалуй, самая длинная поездка. Основная цель - пляж Элафониси. Лучше всего туда добираться не по западному берегу, а через Тополию с одноименным ущельем и пещерой.



По пути великолепный по красоте монастырь Хрисоскалитисас ( "Золотые ступени" - говорят, что одна из стпеней, ведущих в монастырь, сделана из чистого золота, но увидеть ее могут только праведники; я так и не увидел ;)), от которого свежая широкая дорога ведет к райским лагунам Элафониси.


Чистейшая теплая вода, розовый песок, дюны, карликовые сосны - блаженство. Только очень ветренно. Судя по размерам импровизированной парковки, в сезон там очень людно, но в мае основную толпу создавали телевизионщики, снимавшие на фоне бутафорских хижин из пальмовых листьев какую-то рекламу.



Одиннадцатый день.



Снова отдыхаем от дальних поездок в окрестнях Ретимно. Посещаем единственный из попавшихся нам женский монастырь Айя Ирини, прогуливаемся по "долине водяных мельниц" в Мили (название громкое, но развалины чего-то похожего на водяные мельницы есть). На склоне стоит таверна, в которую из-за труднодоступности продукты доставляют по канатной дороге.


Двенадцатый день.



Еще один знаменитый пляж на самом западе острова - Фаласарна. Розовым песком и сильным ветром напоминает Элафониси, а вот вода ледяная. Чуть дальше гравийная дорога через оливковую рощу и мимо теплиц приводит к недораскопанным остаткам античного порта и города Фаласарна. Из-за недораскопанности интерес представляет ИМХО только для фанатов археологии. Черепки от античных ваз валяются буквально под ногами.


Тринадцатый день.



Дорога на Хора Сфакион проходит через живописную долину Аскифу и мимо ущелья Имбру (конкурента Самарьи). Как всегда, бросать машину надо не у первого указателя "Imbrou entrance", а проехав еще с километр дальше - меньше придется топать по ничем не примечательным камням. Но мы в ущелье не пошли, а довольствовались теми видами, которые открываются с дороги. От спуска по серпантину к ливийскому морю захватывает дух - это, пожалуй, самый умопомрачительный серпантин из встреченных на Крите. В Хора Сфакионе можно взять лодку и отправиться к морским гротам или малюсеньким пляжам, не доступным с берега. Очевидно есть и места для дайвинга. Сам поселок является столицей небольшого анклава местной народности, зовущей себя "сфакийцы". Они не считают себя критянами и отличаются по слухам свободолюбием и крутым нравом - одно слово, горцы :)


А мы едем во Франгокастелло с венецианской крепостью 14 века и великолепным песчанным пляжем с лагуной. Крепость видела немало кровавых битв, и может быть поэтому весь внутренний двор усыпан маками, ведь маки, как говорят, растут на крови.



Домой возвращаемся по красивой, но опасной дороге вдоль южного берега мимо Плакиаса. Именно на ней то тут, то там встречались ничем не огражденные осыпи и пропасти.




Предпоследний день проводим в Ретимно, где наконец осматриваем крепость Фортецца и докупаем подарки, и до вечера валяемся на любимом пляже.




Сумбурное резюме.
Отдыхать на Крите в мае можно и нужно. Более того, именно в мае природа наиболее располагает к путешествиям - уже тепло, море прогрелось (но не на южном берегу!), и все цветет... Какие ароматы в горах!


Отдых относительно недорог.


Ситроен Саксо отличная машинка, только гидроусилитель ей бы не помешал. Бибикалка на левом подрулевом - прикольно, а отсутствие указателя температуры масла - удручает.


Народ на Крите добрый, отзывчивый и даже в глухих дервнях, в отличие от той же Италии, сносно объясняется по-английски.


На греческий салат я теперь долго смотреть не смогу, а вот приправы для дзадзИки мы привезли с собой. Кавказский шашлык вкуснее, чем сувлаки. Обедать нужно подальше от туристических центров и проезжих дорог - дешевле и вкуснее.


На Крите теряются навыки "активной самообороны" - преступность отсутствует как класс, привыкаешь машину бросать не закрытой, но зато приучаешься пристегиваться ремнями. Полиции на дорогах немного, но у крупных городов скоростной режим соблюдать стОит, пару раз видел засады с радаром.


Быстро передвигаться можно только по Нью Нэшнл Роуд, в горах средняя скорость не более 40 км/ч. Нью Нэшнл Роуд, несмотря на знаки, автострадой не является. Влететь в яму на вполне приличной с виду дороге на Крите как два байта переслать. Дорожные указатели довольно бестолковые и их, в отличие от континентальной Европы, мало.


Очень надеяться на то, что по первому миганию левым поворотником вам уступят дорогу, не стОит, на некоторых даже российское моргание фарами не действует. В лобовую ходят часто, поэтому перед закрытым поворотом на узком горном серпантине или в деревнях стОит посигналить.


За знаком "Крутой поворот" действительно крутой поворот, а отсутствие такого знака вовсе не означает, что поворота не будет :).


В магазинах, а уж тем более в лавчонках, торговаться можно и нужно.


Любителям тусовки надо отдыхать в Малии и Херсонисосе.


Выпить позволял себе только когда за рулем была жена, и вечером. РакИ - по запаху обычный самогон, но пьется приятно, местное пиво Мифос - вполне на уровне. Вино из того, что попробовали, не понравилось.


Аэрофлот и Ш-2 - отстой, а стоянка Ш-1,5 - rules.


Карточки на острове принимают далеко не везде, для Maestro видели только банкоматы.


Сиеста не столь всеобъемлюща как в Италии, но все же имеется где-то с 15 до 18.


Бардак в аэропорту Ираклиона похож на шереметьевский, но кондиционер работает.


Кофе по-гречески и фраппе - супер напитки.


Ездить с GPS-ом здорово, главное, чтобы штурман не сильно отвлекался на красоты острова.


Пожалуй все. Бип-бип всем соотечественникам, с которыми могли пересечься на Критских дорожках от вишневого Саксо HPX 1255.

Путешествия с GPS и без



Карта Крита (905Кб)
Карта Крита
Прочие карты Крита