Остров Крит

Солнце 340 дней в году
Купальный сезон с апреля по ноябрь
Температура моря летом до 26 градусов

Остров Крит / Отзывы туристов

Крит с 27.04 по 11.05. Впечатления.
Опубликовано 13 Мая 2003

11 мая вернулись с Крита. Впечатлений куча и все положительные.
Машину заказывал из Москвы в местной конторке Pangosmio - www.pangosmio.gr. Получилосьчто-то типа fly-and-drive.

В аэропорту встретил их представитель (полька, кстати), машина там же на стоянке. Возвращали тоже в аэропорту - просто кинули на стоянке, ключи оставили под ковриком :).

25,50 евро в сутки за Ситр Саксо с кондеем и полными страховками (включая подвеску и колеса). Второй водитель - 1,50 в сутки. Таким образом на 14 дней авто обошлось в 378 Евро.

За две недели ненапряжных путешествий проехали почти 1900 км, думал будет меньше.

На бензин потрачено 128 Евро (полбака пришлось подарить рент-э-каровской конторе :( ). Цены на Unleaded бензин от 74 до 80 центов, довольно сильно отличаются в зависимости от района (на отдаленных горных заправках дороже, чем в городах) и по-моему немного снизились к концу нашего пребывания на острове. Средний расход получился около 8 литров, но мой стиль вождения экономичным не назовешь :), а тут еще горы.

Жили под Ретимно в Адельямос Камбос (рядом еще поселок Platanias), отель Maravel Sky (***, 490 на две недели полупансион) - чистенько, номер просторный, центральный кондиционер (в это время года работал только как вентилятор), телевизор и холодильник в номере, бОльшего и не надо.

У отеля есть так себе теннисный корт (принадлежит отелю Аделе Маре, но открыт для всех желающих) - 6 Евро в час. В полукилометре что-то вроде теннисной школы, там кортов

5 и лучшего качества, но нам хватило и местного. Водных развлечений в Адельямос Камбос замечено не было, но на отельском пляже мы были только в первый и последний день,

в остальное время купались, где-нибудь по дороге.


Впервые путешествовал с GPS - понравилось. Связка была - GPS-мышка для Палма 5ХХ, купленная в СиБиГраде и переделанная за пару часов для подключения на COM порт и разьем питания крэдла Ровера Р6. Приемник на присоске висел под лобовым стеклом. Крэдл с Ровером в руках у штурмана. Из-под лобового стекла прием отличный.

Из карт пробовал ездить по Мелкосовтовским кусочкам из ПокетСтритс (4 карты на Крит) - привязка очень плохая и невозможно проложить маршрут - отстой. Для ОЗИ карт не нашел. Поэтому основной картой была ТомТомовская карта Греции для RoutePlanner"а - на удивление подробная. Единственная претензия - никакая привязка Нью Нэшнл Роуд, в районе Ханьи ошибка 500 м и более.

Зато все горные дорожки на удивление подробно прописаны и привязаны, всего пару раз ездили по дорожкам, отсутствовавшим в РутПлэннере. Рекомендую.

Естественно пользовались бумажной картой - полуторакилометровка Marco Polo, купленная за 300р. в Атласе на Кузнецком. На месте карты подобного уровня детализации стоят не меньше (ок. 9 евро). Так что тоже рекомендую :).


По маршрутам.


Как-то получилось, что восточнее аэропорта Ираклиона мы не заезжали. Хватило маршрутов и по западной части острова.

Не получилось пройти по ущелью Самария - первую неделю оно было закрыто из-за высокой воды в реке, а позже нам хватило уже посещенных ущелий, поэтому даже не интересовались открыли ли доступ.


Первый день. Аэропорт - отель.


Второй день. Неудачная поездка в Кносс. Закрыто по причине забастовки (!) музейных работников. Фотографическое свидетельство имеется :) Просто погуляли по Ираклиону.


Третий день. Монастырь Превели и ущелье Куртальотико (оно же Палм Бич). В монастырь были пропущены бесплатно как единоверцы, единственный подобный прецедент, в остальных монастырях пришлось платить. Может быть по этой причине Превели заслужил высший балл из всех посещенных монастырей. Спуск на пляж с правого берега очень живописен, но подьем довольно труден (на ногах должно быть что-то посерьезней пляжных тапочек). Более простой доступ с левого берега, но такой панорамы не увидишь. Вода была в тот день ледяная.


Четвертый день. Полуостров Акротири и Ханья. По пути туда "полюбовались" американскими авианосцами в знакомой каждому игроку в F-117 Souda Bay :) - весь северный берег залива занимает военная база. Монастыри Айя Триада и Гувернету (Св.Иоанна). Дальше вниз с горы ведет тропа к заброшенному монастырю Католико. По пути есть пещера Jero Spileo со знаменитым сталагмитом в виде медведя и непременной часовенкой при входе. Дальше круто вниз к вырубленному в скале Мони Католико с живописным мостом. Обратный подъем довольно трудет, крепкая обувь обязательна. На обратном пути искупались в бухточке у Tersanas и отправились на прогулку по порту и старому городу Ханьи.

На мой взгляд Ханья - самый красивый город Крита. В эту же поездку приметили отличный пустынный песчанный пляж, тянущийся километров на пять от деревни Драмия до поселка Георгиуполи. У берега мелко, дно песчанное, вода теплая и до ближайшего соседа метров сто. Для любителей относительного комфорта возле пары редких кафешек есть зонтики с лежаками, мы же в первый день купили зонтик и циновки, которые всегда лежали в багажнике. На этом пляже мы бывали практически ежедневно, благо езды от нас до него по Новой дороге - минут 15.


Пятый день. Был посвящен пляжу и ближайшему к нам городу Ретимно (его видно с пляжа у отеля). Старый город очень похож на Ханью, но порт меньше и не такой красивый. Зато в порту наш кошелек похудел на 100 евро после знатного обеда с креветками величиной с локоть. В крепость не попали по причине первомая (его в Греции тоже празднуют).


Шестой день. Объезд ближайших окрестностей, который занял довольно много времени. Монастырь Аркади, главная церковь которого к сожалению оказалась скрыта строительными лесами. Деревня гончаров - Маргаритес, действительно, практически в каждом доме лавочка, продающая керамику. Больше всего понравилась мастерская почти у въезда в деревню (ее легко узнать по двум деревьям, увешанным керамикой), в которой под трели канареек удалось посмотреть за работой мастера. Здесь мы купили большинство сувениров. Потом отправились в дер. ЗоньянА, рядом с которой есть пещера Свентони - доступ только в сопровождении гида (по английски говорит довольно сносно), вход 4 евро с носа, внутри есть подсветка, настилы с ограждением и 14 великолепных по красоте залов. Со вспышкой фотографировать нельзя, но и так все получилось замечательно. На обратном пути проехали через деревню Аксос, в которой в отличие от Маргаритес, население промышляет продажей текстиля.


Седьмой день. Решили не удаляться от облюбованного пляжа и побывали в рыбацкой деревушке Георгиуполи, примечательной часовней Николая Угодника, построенной на островке, добраться до которого можно по узкой полоске из камней. Следующим пунктом было живописное озеро Курна. Взяли напрокат водный велосипед, с целю полюбоваться на черепашек и искупаться где-нибудь на глубине, но после того, как прямо перед нами проплыла змейка длиной около метра, желание лезть в воду как-то отпало. Вроде и читали, что твари эти безобидные, но тем не менее ... Хотя народ купался вовсю. Черепашку увидели только одну, зато лягушек там море.


Восьмой день. Повторяем попытку посещения Кносса и не прогадываем. По воскресеньям посещение Кносского дворца и археологического музея в Ираклионе бесплатно. На двоих экономия составила 24 евро, мелочь, а приятно. Не рекомендую парковаться в Ираклионе на Museum Parking - дорого и топать до музея далеко. Можно спокойно оставить машину рядом с музеем на площади, хотя там везде знаки "Остановка запрещена", но машины стоят, и полиции, похоже, на это наплевать. Хотя в сезон все может быть по другому. Устав от городской пыли, сворачиваем на блюжайший пляд в деревушке Lygaria (рядом с Айа Пагия). Там есть среди прочего дайверская школа.


Девятый день. По совету девушки с ресепшена отеля после пляжа отправляемся в сторону деревушки Патсос. Для начала забираемся на машине на горку Vigla (520 м, если верить OZI), чтобы полюбоваться окрестностями. Вид оттуда великолепный на все 360 градусов, на вершине одинокая церковь за забором, в которой, судя по GSMовским антеннам, стоят базовые станции сотовых операторов. В километре за деревней Патсос (поворот направо по указателям) есть вход в ущелье Сан Антонио. Именно после визита туда у нас пропало всякое желание тратить целый день на Самарию. Ущелье не длинное (мы прошли по нему пару километров), но очень живописное. В начале до часовни Св.Антония и вокруг нее все весьма "окультурено", поскольку там, видимо, устраиваются массовые мероприятия (богослужения или пикники или банальные пьянки :) ), есть мангалы для приготовления сувлаки, скамейки и т.д. Еще вдревности это место использовалось для празднеств, посвященных Дионису, которые как известно целомудренностью не отличались. Источник рядом со святилищем, похоже, обладает целебными свойствами, т.к. у жены после умывание в нем сразу прошла головная боль. Да и вообще атмосфера какая-то благостная вокруг. Дальше идет только узенькая тропа, можно подняться к беседке, откуда прекрасный вид на ущелье в обе стороны, а затем продолжить путь вниз. Мы дошли до того места, где ущелье делает разкий поворот налево и речку надо переходить по огромным валунам. Дальше в обычной обуви и с фотоаппаратом на шее я идти не рискнул. Впереди на отвесных скалах гнездятся какие-то довольно крупные птицы, возможно, орлы, без бинокля рассмотреть было трудно. Пишу так подробно, поскольку ни в одном из русскоязычных путеводителей я упоминания об этом месте не нашел. Располагается километрах в тридцати к юго-востоку от Ретимно, или северо-восточнее Спили.


Десятый день. Пожалуй, самая длинная поездка. Основная цель - пляж Элафониси. Лучше всего туда добирать не по западному берегу, а через Тополию с одноименным ущельем и пещерой Святой Софии. По пути великолепный по красоте монастырь Хрисоскалитисас, от которого свежая широкая дорога ведет к райским лагунам Элафониси. Чистейшая теплая вода, розовый песок, дюны, карликовые сосны - блаженство. Только очень ветренно.


Одиннадцатый день. Снова отдыхаем от дальних поездок в окрестнях Ретимно. Посещаем единственный из попавшихся нам женский монастырь Айя Ирини, прогуливаемя по "долине водяных мельниц" в Мили (название громкое, но развалины чего-то похожего на водяные мельницы есть). На склоне стоит таверна, в которую из-за труднодоступности продукты доставляют по канатной дороге.


Двенадцатый день. Еще один знаменитый пляж на самом западе острова - Фаласарна. Розовым песком и сильным ветром напоминает Элафониси, а вот вода ледяная. Чуть дальше гравийная дорога через оливковую рощу и мимо теплиц приводит к недораскопанным остаткам древнейго порта и города Фаласарна. Из-за недораскопанности интерес представляет ИМХО только для фанатов археологии.


Тринадцатый день. Дорога на Хора Сфакион проходит через живописную долину Аскифу и мимо ущелья Имбру (конкурента Самарьи). Как всегда, бросать машину надо не у первого указателя "Imbrou entrance", а проехав еще с километр дальше - меньше придется топать по ничем не примечательным камням. Но мы в ущелье не пошли, а довольствовались теми видами, которые открываются с дороги. От спуска по серпантину к ливийскому морю захватывает дух. В Хора Сфакионе можно взять лодку и отправиться к морским гротам или малюсеньким пляжам, не доступным с берега. Очевидно есть и места для дайвинга. А мы едем во Франгокастелло с венецианской крепостью 14 века и великолепным песчанным пляжем с лагуной. Домой возвращаемся по красивой, но опасной дороге вдоль южного берега мимо Плакиаса.


Предпоследний день проводим в Ретимно, где осматриваем крепость Фортецца и докупаем подарки, и до вечера валяемся на любимом пляже.



Сумбурное резюме.

Отдыхать на Крите в мае можно и нужно. Отдых относительно недорог. Ситроен Саксо отличная машинка, только гидроусилитель ей бы не помешал. Бибикалка на левом подрулевом - прикольно, а отсутствие указателя температуры масла - удручает. Народ на Крите добрый, отзывчивый и даже в глухих дервнях, в отличие от той же Италии, сносно объясняется по-английски. На греческий салат я теперь долго смотреть не смогу, а вот приправы для дзадзИки мы привезли с собой. Кавказский шашлык вкуснее, чем сувлаки. Обедать нужно подальше от туристических центров и проезжих дорог - дешевле и вкуснее. На Крите теряются навыки "активной самообороны" - преступность отсутствует как класс, привыкаешь машину бросать не закрытой, но зато приучаешься пристегиваться ремнями. Полиции на дорогах немного, но у крупных городов скоростной режим соблюдать стОит, пару раз видел засады с радаром. Быстро передвигаться можно только по Нью Нэшнл Роуд, в горах средняя скорость не более 40 кмч. Нью Нэшнл Роуд несмотря на знаки автострадой не является. Влететь в яму на вполне приличной с виду дороге на Крите как два байта переслать. Дорожные указатели довольно бестолковые и их, в отличие от континентальной Европы, мало. Очень надеяться на то, что по первому миганию левым поворотником вам уступят дорогу, не стОит, на некоторых даже российское мигание фарами не действует. В лобовую ходят часто, поэтому перед закрытым поворотом на узком горном серпантине или в деревнях стОит посигналить. За знаком "Крутой поворот" действительно крутой поворот, а отсутствие такого знака вовсе не означает, что поворота не будет :). В магазинах, а уж тем более в лавчонках, торговаться нужно. Любителям тусовки надо отдыхать в Малии и Херсонисосе. Выпить позволял себе только когда за рулем была жена, и вечером. РакИ - по запаху обычный самогон, но пьется приятно, местное пиво Мифос - вполне на уровне. Вино из того, что попробовали, не понравилось. Аэрофлот и Ш-2 - отстой, а стоянка Ш-1,5 - rules. Карточки на острове принимают далеко не везде, для Maestro видели только банкоматы. Сиеста не столь всеобъемлюща как в Италии, но все же имеется где-то с 15 до 18. Бардак в аэропорту Ираклиона похож на шереметьевский, но кондиционер работает. Кофе по-гречески и фраппе - супер напитки. Ездить с GPS-ом здорово, главное, чтобы штурман не сильно отвлекался на красоты острова.



Пожалуй все. Спасибо всем, чьи отзывы есть в конфе, многие советы очень помогли.
Фа-Фа всем авторушникам, с которыми могли пересечься на Критских дорожках от вишневого Саксо HPX 1255.


Дмитрий ибн Михалыч@307

Конференция "Отдых и путешествия" на сайте auto.ru



Карта Крита (905Кб)
Карта Крита
Прочие карты Крита