Остров Крит

Солнце 340 дней в году
Купальный сезон с апреля по ноябрь
Температура моря летом до 26 градусов

Остров Крит / История / Минойская эпоха

МИHОЙСКАЯ ЭПОХА 2600-1100 гг. до н.э. Английский археолог Артур Эванс, раскопавший дворец легендарного царя Миноса в Кноссе, назвал именем последнего всю эпоху и развивавшуюся в течение ее уникальную цивилизацию. Минойская цивилизация появляется, достигает расцвета и приходит в упадок во временной период, продолжавшийся 1500 лет и получивший название минойской эпохи, которая представляет три фазы, определенные А.Эвансом следующим образом: 1) раннеминойская (2600-2000 гг. до н.э.), 2) среднеминойская (2000-1600 гг. до н.э.) и 3) позднеминойская (1600-1100 гг. до н.э.). Около 1900 г. до н.э. на острове наблюдается значительный расцвет. В это время возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте, Малии, Арханах, Закросе и Кидонии — факт, означающий, что на минойском Крите существовали цари, сконцентрировавшие в своих руках власть. В ту же эпоху наблюдается расцвет мореплавания и торговли, возникают колонии (Мелос, Киферы), устанавливается систематический торговый обмен с Кипром, Египтом и Сирией. Минойская талассократия (морская держава) переживает время своей великой славы, и на острове наблюдается значительный расцвет искусства. Около 1700 г. до н.э. на острове происходит крупная катастрофа, вызванная, по всей вероятности, разрушительным землетрясением. Все рушится, однако минойцы вскоре снова поднимаются на ноги, отстраивают свои дворцы и дома с еще большей роскошью. Период 1700-1450 гг. до н.э. — самое блестящее время минойской цивилизации. Однако около 1450 г. до н.э., когда Крит пребывает в зените славы, извержение вулкана на Фере наносит острову удар, приводя к сильнейшим разрушениям. Затем следует вторжение ахейцев, которые захватывают остров и устанавливают на нем свое господство. Несколько позднее Кносский дворец подвергается полному разрушению, после чего минойская цивилизация приходит в упадок и ограничивается только пределами острова, пока около 1100 г. до н.э. Крит не захватывают дорийцы. ЖИЗHЬ, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО МИHОЙСКОГО КPИТА Минойцы принадлежали к средиземноморской расе. Они были среднего роста с изящным телом, кожей, волосами и глазами темного цвета. Факт существования большого числа дворцов показывает, что в административном отношении Крит был разделен на много областей, во главе каждой из которых стоял особый правитель, хотя между этими областями не существовало противоборства, — обстоятельство, указывающее, по всей вероятности, на признание всеми верховной власти царя Кносса. Большую часть плодородной земли острова эксплуатировали члены царских семей, правители и вельможи, а обрабатывало ее ограниченное число рабов. Небольшие обрабатываемые наделы принадлежали простым гражданам (общинникам), которыми обычно были ремесленники (оружейники, гончары, ювелиры), трудившиеся в дворцовых мастерских. Многие минойцы были также моряками, служившими на кораблях, используя которые, цари и вели приносившую значительные богатства торговлю. Роль женщины в обществе Минойского Крита была значительной. Минойские женщины принимали участие в общественных собраниях, религиозных обрядах и даже в состязаниях, появляясь в своих впечатляющих одеяниях и со сложными прическами, что можно наблюдать на фресках дворцов, на вазовых росписях и в скульптуре и что просматривается в религии, основу которой составлял пантеон женских божеств, связанных с природой и плодородием. Культ божеств, большинство из которых было женскими, отправлялся в специально отведенных местах, в пещерах, на вершинах гор и под открытым небом. Священными символами и животными минойской религии были бык, змея, двойные рога, двойная секира и др. Множество исполненных великолепия ритуалов, включавших жертвоприношения и игры с быками, проводилось в дни, определявшиеся жречеством, главой которого был царь Кносса. Усопшим минойцы оказывали особые почести. Обнаруженные во время раскопок гробницы были купольными или высеченными в скале — камерными, однако большое число захоронений найдено также в расселинах, в небольших пещерах и на побережье. Покойников помещали на деревянные носилки или в саркофаги из дерева, глины или камня, а рядом с ними дожили погребальные дары — предметы, использовавшиеся или вообще любимые усопшими при жизни. Царь Минос выпустил приказ, в котором было ограничено предельно допустимое количество пищи и инвентаря в гробницу знатного вельможи: • не более 3 кувшинов пива • не более 80 мер зерна • не более 1 кровати • не более 1 подставки под голову Первоначально минойцы употребляли вид письменности, напоминающий египетскую иероглифику (каждый знак обозначен изображением животного или предмета). Затем минойцы стали использовать "линейное письмо А", состоящее из упрощенных изображений, и, наконец, после 1450 г. до н.э. и установления господства ахейцев получило распространение "линейное письмо Б" Высочайшие творения минойцев были созданы в области изобразительного искусства, которое отличается оригинальностью, изяществом и живостью. Особого расцвета достигла архитектура, наиболее значительными образцами которой являются дворцы в Кноссе, Фесте, Закросе и Малии. Не следует упускать из виду также дворцовое сооружение в Арханах, дворец в Агиа-Триаде, роскошные виллы вельмож и землевладельцев и простые жилища крестьян и ремесленников. Особого упоминания заслуживают фрески, украшавшие стены дворцов и вилл. Когда после 1700 г. до н.э. дворцы были отстроены заново, их стены были расписаны великолепными сценами, представляющими человеческие образы, пейзажи, животных, ритуальные или похоронные процессии, состязания и т.п. Замечательны также архитектура гробниц и живописный декор саркофагов. Характерными произведениями минойского искусства являются керамика и вазовая живопись. Знамениты вазы стиля "Камарес", отличающиеся сочными красками и характерными мотивами. Наконец, мелкая минойская пластика, изделия из металла и ювелирное искусство известны по множеству шедевров малых форм.


Карта Крита (905Кб)
Карта Крита
Прочие карты Крита